Три желания

trigelanija.webstolica.ru

 Мнение читателя (обзор №17/январь 2010 г.)

http://lana-1909.livejournal.com/247200.html

 

Пример маленьких рецензий

 

Рецензия на прозу Анны Галаховой

 

Литературный термин «эссе» буквально переводится как «попытка, опыты». Эссеистическая проза А. Галаховой и впрямь напоминает первые опыты написания художественных текстов. Наблюдения за природой, размышления о смысле жизни, о своём месте в этой жизни и месте других людей – всё это хорошо и интересно при условии уникальности наблюдений и выводов. Единственный абзац, ради которого, возможно, и стоило бы писать «Мир, который я люблю» («Я вспоминаю давние годы…»), ни к чему не ведёт. Он просто зафиксирован как данность, как дневниковая запись – чтобы не забыть.

Предлагая читателю свои личные рассуждения и наблюдения, писатель должен хотя бы отдалённо знать ответ на вопрос: «Зачем?» Зачем многим занятым людям отвлекаться от неотложных дел и читать чужие воспоминания?

В данном случае ответ достаточно прост: чтобы отдохнуть от повседневности и на какие-то секунды встряхнуть воспоминания собственные. Что общего у воспоминаний разных людей? Чувства. Что чувствовал автор в тот день, когда ему было 6 лет? Что почувствовал в тот момент, когда память повернула время назад?.. Вот эти чувства и нужно было передать читателю. Остальное читатель домыслит сам, вынув из запасников свои воспоминания.

Несколько слов о технике написания.

Стиль виден, он достаточно хорош. Но автору следует избавиться от «мусорных» слов, мешающих нормальному восприятию текста: «мои», «свои» и т.п. (например, «волосы на моей голове» – если на поляне только героиня, то на чьей ещё голове ветер мог вскинуть волосы?) Можно посоветовать избегать излишней романтизации («льёт с небес»), штампов («робкие солнечные лучи»); где это возможно, обходиться без местоимений «я», «мне» и т.п.



Пример большой рецензии

 

Рецензия на стихи Марины Дадаловой

 

   Второй раз знакомясь со стихами Марины Дадаловой, убеждаюсь, что в её творчестве был долгий этап работы по собственным стереотипам. Большинство стихов в данной подборке относятся к 1999 г. Видимо, тогда автор был менее «посвящён» в литературу и не придавал значения тому, что является ошибками для хорошего поэта.

   Типичная ошибка Марины Дадаловой – невнимание к рифмам. «Грань – печаль», «дни – зови» и «покой – боль» – рифмы приблизительные. Постоянное их нарушение должно свидетельствовать либо об авторском почерке, либо о принципиальном презрении к форме стиха, либо… о неумелости поэта, полагающего, что искренность и эмоции искупят неловкость рифмы. Перед нами последний случай. В классических стихах, далёких от экспериментов со словом, царапает глаз и душу любая неточность.

   В стихотворении «Родная сторона» заключительные строки: «Здесь край земли Руси Великой/Венчает Тихий океан!» – нуждаются не только в рифме, но и в завершении. Это двустишие, связанное с предыдущим текстом мыслью, но не формой, висит, как протянутая некстати рука. И, вопреки замыслу автора, высвечивает ложность пафоса всех строк этого гимна родному краю. Мало того, что банально, так ещё и фальшиво, как любой неумеренный восторг. Напомню: лучше всего слышен тихий голос и ненадрывное чувство.

   Отсутствие собственного почерка есть вторая ошибка Марины. Она прилежно повторяет истины, известные всем с античности. Любовь предавать грешно, свой край положено любить, он прекрасен, настрадавшиеся люди предпочитают одиночество… Это не открытия в поэзии и не слишком благодатный «материал» для стихов. Ибо пересказать красиво и так, чтобы запомнилось, банальную максиму дано отнюдь не каждому поэту. И на этом пути ждёт огромный риск использовать веками наработанные литераторами словарные штампы. От их «авторитета» никуда не деться – даже если авторитет дутый. И у Марины Дадаловой гранаты блестят, как кровавые слёзы несбывшейся любви, горный хребет непобедим, конец любви знаменует опущенная вуаль (в двадцать первом веке!), а счастливая даль забывается в аллеях, притянутых явно для рифмы и для красоты. Когда автор позаботился о рифме, это опять же вышло боком. Не стоит повторять растиражированные в слабой поэзии огрехи.

   Третья ошибка – неумение строить фразы. Я насчитала около десятка выражений, которые можно расшифровать при желании правильно, однако звучат они нелепо. «Отсвет чудных обманутых лет» – как можно обмануть годы? «Не изменишь мне с простодушною…» – а с кем изменишь? И кто? – одиночество? «Ты – судьбы моей клин неприкаянный» – а может быть «прикаянным»? «Да, город этот далеко,/Порой живется нелегко,/Но участи завидной!» – грамматически несвязное высказывание. От кого/чего он далеко? Кому живётся нелегко? Его жителям? При чём здесь тогда завидная участь?.. Почему она сравнивается с отдалённостью города от чего бы то ни было?.. Автору стоит продумывать словосочетания, чтобы не оказываться в неловком положении, когда его поймут буквально.

   Увы, три новых стихотворения в начале подборки показывают, что не все свои ошибки Марина исправила за прошедшие годы. В нынешних её стихах выше накал чувства и несколько оригинальнее тематика. Однако выражена она зачастую столь же небрежно. «И не всё в этом мире родится/С новолунием в звёздную ночь» – неудачное высказывание в довольно гармоничном тексте, в котором форма и содержание в шатком балансе, и фальшивых нот нет. Не всё может вновь явиться в мир, как луна в новолуние – это подразумевалось, но не прозвучало.

   В «диптихе» бурлят чувства, и это радует. Однако в первой части нагромождение «автономных» образов не даёт полной картины того, что хочет сказать автор – непонятно, что за седая девчонка видится поэтессе. А во второй части – неловкость фраз «Осуждённая множеством рук» (руки сами по себе никого не осуждают) и особенно «И иудой является друг». Канцеляризм слова «является» убивает всю живость сопереживания. К тому же резоннее, если друг УЖЕ явился Иудой. Стык двух «и» в начале строки неблагозвучен.

   Резюме: сегодняшняя Марина Дадалова берётся за темы, которые требуют высокой техники стиха. И пока этот уровень техники не будет достигнут, искренность её сопереживания своим героям останется на втором плане. Хотя само наличие у поэта эмпатии (способности сочувствия) дорогого стоит.

 

Елена Сафронова,

член Союза российских писателей и Союза журналистов России,

лауреат Астафьевской премии в номинации «Критика и другие жанры».

 

 

Новости


28.03.17 

17.04.17 

22.04.17 

15.05.17 

24.05.17 

 

Идёт формирование № 88 с ориентировочной датой отправки в печать – конец июня.


открыта группа ТЖ ВКонтатке

ФОРУМ журнала «Три Желания»

 

 

Избранное - 2

Итоги здесь

 

Подведены итоги конкурса 2009 г. для спецвыпусков. Проза и поэзия.

 

Рецензия на сборник «Трижелания. Избранное» в журнале «Дети Ра» 

О проекте · Архив · Редакция · Спецвыпуск. Проза · Спецвыпуск. Поэзия · ИЗДАТЬ КНИГУ
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS