Три желания

trigelanija.webstolica.ru

Нина Осокина

Приключения русских в окрестностях Флоренции

Первый загранпаспорт я получила в конце девяностых. Тогда наиболее доступным (вернее, бюджетным) вариантом посетить заграницу являлись автобусные туры, и мы с мужем не преминули этим воспользоваться. Сначала была Франция. А заодно ещё пять транзитных стран. Как говорится в народе, галопом по Европам. Спустя год считали себя бывалыми туристами и при выборе нового путешествия долго не задумывались. Ну, конечно же, Италия! И непременно в сентябре – там ещё тепло... Обратились в ту же турфирму, у которой покупали и прошлогодний тур. Предложенный двухнедельный маршрут показался привлекательным – из Питера через Польшу, Венгрию и Австрию. Ночёвки в городских либо транзитных отелях. А то, что будут четыре ночных переезда (из-за них тур и был дешёвым), не пугало – иногда можно и потерпеть.

И вот мы уже шестой день в пути. Двухэтажный автобус Neoplan мчит нас по платному автобану. Скорости не чувствуется, тряски – тоже (не то, что на наших дорогах). Уже побывали в Будапеште, Вене, Милане, Венеции, Падуе, – каждый город заслуживает отдельного рассказа, однако тема повествования – Флоренция, к которой сейчас мы приближаемся. Нас набралось около полусотни, в том числе водители Коля и Миша, а также гид Жанна. Группа «разношёрстная»: семейные пары (включая меня с Володей), несколько мам с детьми-подростками (прогуливающими школу) и очень много одиноких туристов, из которых особо хотелось бы отметить двух пожилых петербурженок – А.А. и Веру. Они сидели в первом ряду верхнего автобусного этажа, сразу перед лобовым стеклом. Места вроде бы и отличные – обзор хороший, можно вытянуть ноги, однако минусы преобладали: нет откидного столика (за которым удобно выпить кофе) и не видно телевизора, висящего позади над проходом. А ещё сидеть там несколько жутковато – дух захватывает при скорости смотреть на дорогу с высоты двухэтажного дома. Поэтому желающих занять точно такие же места, но по другую сторону от прохода, так и не нашлось. Мы сидели во втором ряду, но во время экскурсий, когда автобус двигался медленно, пересаживались вперёд. Вполне естественно, что познакомились с попутчицами. Они были настолько разными, что при других обстоятельствах вряд ли бы подружились. Но судьбе угодно было свести их здесь, и вот теперь они не только сидят рядом, но и заселяются вместе в один номер. А.А. – миниатюрная, с короткой стрижкой. Одежда простая – блузка, джинсы. Преподавала раньше в ВУЗе, пенсия маленькая, но сын-программист, лет пять назад переселившийся с семьёй в Америку, регулярно присылает деньги. Доллары тратит исключительно на путешествия, которые скрашивают её жизнь и частично заглушают тоску по внукам, растущим без неё за океаном. Вера чем-то напоминает героиню Фаины Раневской из фильма «Подкидыш» – и внешностью, и манерами. Говорит громко и часто невпопад. Одежда, на мой взгляд, непрактична для путешествия – платья немыслимых расцветок и фасона. О своей личной жизни умалчивает, и я знаю только то, что с сыном у неё сложные отношения, и что деньги на путешествия она зарабатывает продажей пирожков на рынке. Некоторые откровенно потешались, когда она приставала к экскурсоводам с наивными вопросами. Деликатная А.А. утверждала, что у Веры поразительная любознательность – как у ребёнка, и терпеливо просвещала её на протяжении всей нашей поездки.

Время близилось к вечеру, когда автобус прибыл во Флоренцию и остановился у стен Нижней крепости. Здесь была одна из стоянок для транспорта, которому запрещён въезд в центр города. Приехали с большим опозданием – по дороге автобус сломался. Коля с Мишей хоть и справились с ремонтом в полевых условиях, но в автосервис съездить не мешало бы. Поэтому Жанна, проинформировав всех, что сбор группы в восемь часов вечера, на этом самом месте, вверила нас местному экскурсоводу Марине. Сама же осталась с водителями – помимо автосервиса, нужно было решить вопрос с ночёвкой. Предполагалось заселиться в отеле ещё до экскурсии, но поломка нарушила этот план. К слову, в те давние времена технологии были несколько другими, и хотя сотовый телефон у Жанны имелся – огромный, допотопный, по нему она звонила исключительно в родную турфирму.

Марина, ведя нас по узким средневековым улочкам, на ходу предупредила, что наше опоздание никак не предполагает смещение её рабочего графика. «Не я в этом виновата, поэтому покажу вам только основное – что успею…» Из «основного» больше всего запомнились: собор Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольня Джотто, дом Данте. И, конечно же, площадь Синьории. Там было особенно многолюдно, несмотря на вечер. Наша группа расположилась у фонтана Нептуна, и мы, созерцая великолепные архитектурные творения и скульптуры, слушали рассказ об истории площади. Но солнце неумолимо катилось вниз, и вскоре тень от Лоджии Ланца окрасила в серый цвет стену дворца Веккио и статуи Давида и Геркулеса... «Ну, что, мои дорогие, на этом я завершаю, – неожиданно сказала Марина. – Мой рабочий день давно кончился, и я очень жалею, что не смогла провести для вас экскурсию в полном объёме».

У нас оставалось ещё около часа, и мы с мужем направились к реке Арно. К нам присоединились А.А. с Верой. Прошлись по набережной, постояли на мосту святой Троицы, оттуда полюбовались видом на город. На обратном пути закупили еды на ужин. Решили вечером поужинать вчетвером, после чего Володя забежал в винный магазинчик.

К Нижней крепости наша четвёрка пришла в числе первых. Автобус был уже на месте. Возле передней двери стояли водители с Жанной и о чём-то озабоченно говорили. Подошли к ним. И тут узнаём, что отель не сможет нас принять: хозяин не стал ждать (время – деньги!) и вселил на наши места других. «И что теперь? В автобусе ночевать?» – ужаснулась Вера. Жанна её успокоила, объяснив, что есть запасной вариант – гостиница в горах, совсем недалеко от Флоренции. К тому же, более комфортабельная – не две, а три звезды.

Вскоре собралась вся группа. Новость восприняли по-разному. Большинство – сдержанно, часть (особо уставшие) – возмущённо. Ну, а оставшиеся – включая А.А и меня с мужем – предвкушали интереснейшее путешествие к предгорью Аппенин. Знали бы мы тогда, каким оно будет! Поехали к месту предстоящей ночёвки. Ровная дорога быстро перешла в холмистую. Виноградники на склонах, оливковые рощи вперемешку с кипарисами, – словом, типичный тосканский пейзаж. Стало темнеть, и автобус с основной магистрали свернул на узкую однополосную дорогу. Начался подъём с довольно крутыми виражами. Когда лес с одной стороны стал гуще, а обрыв с другой – круче, стало немного тревожно. Но доверие к водителю (за рулём сидел Коля – как более опытный) заглушило это чувство. Сумерки быстро перешли в ночь, и разглядеть что-либо в боковые окна стало невозможно. Только было слышно, как ветви деревьев царапали крышу автобуса, но от этих звуков отвлекал телевизор, включённый на полную громкость – это Жанна поставила видеокассету с какой-то итальянской комедией.

Через час въехали в деревушку. Ярко освещённая площадь, заполненная народом, играет оркестр. В центре площади – подмостки, на которых выступают гимнасты в полосатом трико. Кажется, мы попали на какой-то местный праздник. Неоплан плавно объезжает площадь. В это время один гимнаст делает головокружительное сальто, а публика, вместо того, чтобы аплодировать ему, так же плавно поворачивает головы вслед нам... (Представляю себе их реакцию: каким образом этот двухэтажный монстр добрался сюда по непроходимой для такого транспорта дороге?) Сделав разворот, «монстр» покидает площадь. Через минуту снова оказываемся в лесу и снова куда-то едем. Снова подъёмы, спуски, виражи… А телевизор всё ещё показывает комедию. Вдруг автобус резко дёрнулся – в сторону обрыва! – и Вера, неотрывно глядящая на освещенный фарами асфальт, нервно вскрикнула: «Зайца, кажется, задавили!» Кажется, только она одна за жизнь зайца испугалась, все остальные – за свою жизнь... Зачем заезжали в деревушку, стало ясно, когда спустя некоторое время вновь туда возвратились. Оказывается, Коля в темноте не мог найти поворот на нашу гостиницу – уже второй раз его проскакивал. А расстояние до ближайшего места, где можно развернуться, более сорока километров. Этим ближайшим местом и является та самая площадь, на которую мы опять приехали. Праздник там всё еще продолжался, только теперь на подмостках дефилировали манекенщицы. И снова Неоплан медленно обогнул площадь, а зрители медленно поворачивали головы ему вслед. Только с третьей попытки обнаружился поворот на гостиницу.

...Было полвторого ночи, когда мы получили ключи от номера. Уютно, чисто. Но почему-то спать не хотелось. В дверь постучали – это были А.А. с Верой. Им тоже не спалось, и они приглашали на ужин: «Не забыли? Мы же договаривались». Пока я придумывала вежливый отказ, Володя уже вытащил из сумки бутылки: «Какую будем дегустировать?» Продегустировали вальполичеллу, которая, судя по этикетке, была покрепче, чем кьянти (его решили приберечь до Рима), и потому больше подходила для снятия стресса. На закуску были сыр, помидоры, огурцы, виноград. А ещё Вера нарезала сырокопчёной колбасы. При этом смущённо призналась, что везёт её из Питера (закупила по дешёвке несколько палок) и теперь опасается, что может испортиться. Вино оказалось действительно крепким, и спустя полчаса мы уже со смехом стали вспоминать недавние приключения. Когда А.А. начала украдкой позёвывать, а разрумянившаяся Вера – слишком громко говорить, мы с Володей догадались покинуть их номер. Решили напоследок подышать горным воздухом, вышли на открытую отельную террасу. Оказывается, не только мы не спим – за несколькими столами сидят наши, все пьют. Нам кто-то кричит: «Русские всегда снимают стресс по-русски! Присоединяйтесь!» Подсели к ближайшему столику – где бутылка с граппой уже опустела. «Представляете, он, как вошёл в номер, стал звонить дочери в Москву, – возбуждённо говорит женщина, показывая на мужа. – Мол, я купальник присмотрел, тебе какой лучше купить, с блёстками или с металлической отделкой? Дочь, конечно в шоке, отвечает ему, мол, ты хоть знаешь, сколько сейчас времени?» И, давясь от смеха, добавляет: «Там три часа ночи – на час больше, чем здесь!»

…Проснулись рано. За завтраком Жанна объявила, что позвонила в турфирму, и там пообещали уладить проблему – то есть вторую ночь мы гарантированно проведем в первоначальном флорентийском отеле, как было прописано в программе тура. «И пусть эта ночёвка останется нашей с вами последней проблемой...» Вернувшись после завтрака в номер, быстро собрали все вещи – ура! сюда больше не вернёмся! – и поехали снова во Флоренцию.

При дневном свете увидели, по какой дороге ехали ночью – она оказалась настолько опасной, что просто поразительно, как мы благополучно доехали. Вдобавок, на пути встретились две аварии, судя по всему, уже утренние. «...и можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь, опасный, как военная тропа...» – это Коля очень кстати поставил кассету с Высоцким.

Второй день во Флоренции начался удачно. Жанна выхлопотала ещё одну экскурсию – в качестве компенсации за незавершённую вчерашнюю. Встреча с гидом назначена на полдень, а пока можно было погулять самостоятельно. Часть туристов направилась в галерею Уффици, мы с Володей хотели было присоединиться, но длинная очередь туда отпугнула. Благоразумно решив, что лучше потратить драгоценное время на знакомство с городом, направились в сторону дворца Питти – куда не успели дойти вчера. По пути задержались на знаменитом Понте Веккьо, заглянули в торговые лавки. Дворец Питти осмотрели только снаружи – его возраст внушает уважение, а в остальном – так себе, Эрмитажу сильно уступает. Сады Боболи, что позади дворца, понравились больше. На холме, откуда открывается потрясающий вид на купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, встретились с Верой и А.А. Так и хочется сказать: «Как тесен мир!» Вместе направились к площади Синьории. Там нас ждала новая экскурсия, ярким финалом которой стало посещение собора Санта Кроче – с гробницами Микеланджело, Галилея и других выдающихся личностей...

Потом поехали в Пизу. На Площади Чудес было полно туристов, и каждый хотел запечатлеться на фоне Падающей башни. Некоторые позировали, вытянув ладони вперёд – вроде как поддерживают башню. Вера тоже так захотела, и с этой просьбой обратилась к Володе, вручив ему свою «мыльницу». Фотосессия длилась долго. Только после десятка кадров Вера осталась довольна результатом – когда эффектно присела, оттопырив руки и попу. Получилось не совсем сексуально, но зато спортивно – как будто вот-вот поднимет штангу...

Два часа хватило на всё – и на осмотр достопримечательностей, и на покупку сувениров на местном рынке, возле которого нас должен был подобрать Неоплан. Именно подобрать, потому что Жанна предупредила: «Стоянка здесь платная, поэтому стоим не более минуты. Кто опоздает к назначенному времени, пусть пеняет на себя – ждать вас не будем…»

В торговых рядах Володе приглянулся макет Пизанской башни, зачем-то усыпанный измельчённым цветным стеклом. Не обращая внимания на мои слова: «Мало того, что китч, ещё пальцы можно поранить этими блёстками!»,– всё равно купил. К месту запланированной остановки нашего автобуса пришли намного раньше – так нас запугала Жанна. Здесь уже собралась почти вся наша группа, все весёлые. Причиной веселья оказался лысый толстый турист, облачившийся в прикольный фартук-сувенир – с принтом торса Давида – в натуральную величину и с анатомическими подробностями. Его жена, стоящая рядом, почему-то не веселилась – наверное, её мнением тоже пренебрегли.

После того, как нас подобрал автобус – действительно в течение минуты! – оказалось, что двух человек нет. Жанна приняла моментальное решение – автобус с туристами едет до окраины Пизы и там ждёт. Она же возвращается к рынку пешком – искать отставших. Спустя какое-то время горемыки – мама с шестнадцатилетней дочкой – воссоединились с группой. Жанна нашла их на остановке – плачущих навзрыд. Потом рассказали, что опоздали всего на минуту, и как перепугались, что остались одни – в чужой стране, без документов (паспорт у Жанны), без вещей...

Во Флоренцию вернулись очень поздно. В отеле нас не ждали. Более того, ни о каком звонке из Петербурга они не слышали! И опять нас отправляют в тот самый горный отель... Как будто кто-то сглазил! На этот раз зароптали многие. «Или едем туда на такси, или будем жаловаться!» Принятие такого решения не входило в полномочия Жанны, и она стала звонить в турфирму. Там телефон молчал – рабочий день давно кончился. Пришлось звонить шефу домой, и тот, спросонья, дал добро на такси.

Так и поехали в горы. Впереди – автобус, за ним кавалькада такси. Самые мужественные, вернее, беспечные остались в автобусе на своих привычных местах. И наша четвёрка тоже... Володя откупорил кьянти, мы по кругу сделали несколько глотков и потом весь путь дремали. Приехали опять очень поздно, уставшие. Номер мы получили другой – более роскошный, судя по меблировке и размеру. Особенно разглядывать не стали, сразу завалились спать. Утром по привычке проснулись очень рано, и разглядели обстановку более внимательно. Тяжелые пыльные портьеры, высокие с лепниной потолки,... Номер, хоть и выглядел по-королевски, да только в нём сто лет никто не жил и его никогда не убирали. Быстро оделись, приготовились выйти – не тут-то было. Замок не поддавался. Минут пятнадцать колотили в дверь, кричали... Безрезультатно. Завтрак, похоже, пропустили. Я открыла окно, выглянула. Внизу у входа стоял автобус и все наши около него. Мой крик услышали и вскоре прислали слесаря – тому пришлось ломать дверь.

В спешном порядке выпили кофе, сели в автобус, и снова дорога. Вот так завершились наши флорентийские приключения.

Впереди нас ждал Рим, а потом обратный путь. И хотя проблемы были и потом: то автобус опять ломался (видно, турфирма купила его основательно подержанным), то кто-то умудрился заблудиться в маленьком Зальцбурге, а кто-то отравился (не смертельно!) колбасой, купленной ещё на родине, – однако домой мы все вернулись живыми и невредимыми.

Прошли годы. Список стран, в которых мы побывали с мужем, перевалил за четыре десятка. Ездили уже не автобусом. И не из-за боязни экстремальных ситуаций – развитие мобильной связи и систем навигации свело на нет эти риски – просто стали больше думать о здоровье и больше любить комфорт. Говорят, путешествия развивают ум и кругозор. От себя добавлю, что и память – потому что каждая поездка незабываема. Но ту запомнила особенно чётко – наверно, потому, что она была окрашена яркими эмоциональными красками.

Новости

18.12.17

04.06.18

02.07.18

08.07.18

Началось формирование №101. В печать - в середине августа.

открыта группа ТЖ ВКонтатке

ФОРУМ журнала «Три Желания»

Избранное - 2

Итоги здесь

Подведены итоги конкурса 2009 г. для спецвыпусков. Проза и поэзия.

Рецензия на сборник «Трижелания. Избранное» в журнале «Дети Ра»

Архив · Редакция · Спецвыпуск. Проза · Спецвыпуск. Поэзия · ИЗДАТЬ КНИГУ · О проекте