|
Ирина Расулова
Посвящается мужу моему, Расулову Бахтиеру,
доктору биологических наук, прототипу Малыша
Малыш и Мастер
Старик открыл свою мастерскую, взял тряпку, протёр деревянные фигуры зверей, которые сидели среди цветов и под деревьями в саду. Солнышко заиграло на отполированных до блеска перьях птиц, лучиком погладило шёрстку большого медведя, потрогало носик медвежонка, стоявшего неподвижно рядом и обнимавшего лапами бочонок с мёдом. Под грушей скалил зубы волк со вздыбленной холкой. На высоком пне сидела рысь и смотрела вниз, на примостившегося у пня зайца. Вход в сад охраняла огромная сова, её круглые глаза удивлённо смотрели на всех, кто входил в калитку.
Все птицы и звери выглядели так, будто злой волшебник, застав врасплох, тронул их волшебной палочкой, и они замерли. И стоит только доброму волшебнику дотронуться до них, они оживут и побегут или полетят каждый по своим делам.
– Малыш, ты уже ждёшь меня? – спросил Мастер маленького мальчика, сидевшего на корточках возле калитки.
Малыш уже несколько недель приходил к Мастеру, смотрел, как работает старик, потом стал просить инструмент, чтобы самому вырезать фигурку какого-нибудь зверька. Мастер был удивлён, когда увидел работу малыша. Собачка из кусочка дерева была вырезана очень хорошо.
Приходили и другие мальчики, пробовали строгать, пилить, мастерили табуреточки, небольшие кораблики. Но особым терпением никто из них не отличался. А малыш каждое утро поджидал Мастера у дома. Если что-то у него не получалось, он просил ему помочь, и с большим старанием доделывал какую-нибудь фигурку из дерева.
Деревьев было мало в округе, и жители села несли Мастеру то обрезки досок, то часть ствола спиленного ими в саду дерева.
Старик вынес малышу круглое полено, а в это время мимо проходили сельчане, они остановились возле сада. Мастер улыбнулся им и нажал кнопочки на спинках скульптур: медведь замахал лапами, сова захлопала крыльями, волк замотал головой, медвежонок стал подбрасывать бочонок. Лица людей озарила улыбка, они поблагодарили старика за радость от мини-спектакля и пошли на работу. Мастер и мальчик весь день что-то строгали, вытачивали, бабушка малыша в мастерскую принесла обед. Ещё два дня они мастерили какую-то штуковину.
Это была деревянная полочка с крючочком. Когда полочка просохла после того, как её покрыли лаком, Мастер обернул её тряпкой и велел нести домой. Малыш с сияющим лицом побежал домой. Бабушка приладила полочку возле умывальника, повесила на крючок полотенце, положила мыло, малыш глаз не сводил с полочки: какую необыкновенную вещь он сделал для дома! Несколько раз подходил и проверял, как прибита полочка, расправлял полотенце. Счастье переполняло малыша.
На следующий день они с Мастером стали пилить и строгать палочки для какой-то модели. Мальчишки подходили, заглядывали через плечо, но быстро убегали. Не хватало терпения не только делать самим, но и ждать результата работы других людей.
Через неделю Мастер позвал всех посмотреть, что с малышом они смастерили. Малыш вынес кораблик – он был таким, каким его видели подростки в своих учебниках. С парусами, со снастями, с маленькими, выточенными из дуба пушечками. Ахнули мальчишки, восторг был на их лицах.
Через село протекала неширокая, но очень бурная река. В ней купаться-то опасно было, течением унесёт. И вода холодная, только окунёшься – сразу пулей вылетаешь на берег, ноги сводит. Ни корабли по речке не ходили, ни даже лодки.
Пускали бумажные кораблики, но они так быстро уносились течением, что нельзя было и сказать про них – «поплыл».
Ребята бережно передавали друг другу кораблик, рассматривали, цокали языками, спрашивали Мастера, как называются те или иные его части. Потом пошли к пруду, с восторгом смотрели, как плавает. Глаза малыша светились от счастья.
Один из подростков вытащил из воды кораблик, стал разглядывать, потом сделав вид, что оступился, уронил деревянное чудо на землю, взмахнул руками и наступил на него ногами. Кораблик хрустнул, мачта сломалась, и другие мальчишки стали топтать тоже. Малыш поднял остатки кораблика и, ничего не сказав своим недругам, понёс Мастеру.
Мастер погладил малыша по голове, что-то долго рассказывал ему о кораблях и самолётах, ведь он много лет работал на большом заводе в городе. Постарев, вернулся в родное село, чтобы радовать односельчан своим мастерством.
– Малыш, я знаю, как ты огорчён тем, что мальчишки сломали твой кораблик. Ты хотел поделиться своей радостью, а они испортили твою работу. И считают себя победителями. Но нет, малыш, они – разрушители. Если останутся такими и дальше, то чёрная зависть, как ржавчина железо, разъест их души. Трудно будет им найти друзей настоящих, да и просто жить среди нормальных людей. Ты, наверное, сейчас не поймёшь меня, а вырастешь – поймёшь обязательно.
– Дядя Мастер, я всё понял. Они не могут сделать такой же, и хотят, чтобы и у меня не было.
А через несколько недель старик и мальчик вынесли из мастерской небольшую модель самолёта. Самолётик летал над большой поляной, малыш бегал за ним, не выпуская верёвочку из рук, чтобы тот не улетел. И другие мальчишки бегали и громко смеялись, им нравилось, как самолётик делает разные виражи.
Из кустов выскочил всё тот же подросток, который сломал кораблик, выхватил из рук малыша верёвочку и с силой дёрнул. Упал самолётик. Крылья разлетелись во все стороны. Мастер сказал ему, что такой человек ни с кем не сможет дружить. Зависть чёрной полосой будет пролегать между ним и друзьями. Настоящим другом ему никогда не стать.
Малыш и Мастер снова закрылись в мастерской, бабушка носила им еду, из речки воду, кипятила её и заваривала ароматный зелёный чай. Сельчанам по утрам зверюшки и птицы в саду махали лапами, хлопали крыльями, кивали головами. Радовали людей.
Прошёл целый год. Однажды Мастер и мальчик вывели из мастерской настоящий самолёт. Небольшой, но настоящий. Мальчик несколько дней учился летать над поляной за селом. Никого не подпускал Мастер к самолёту.
Через неделю всё село собралось, чтобы проводить малыша. Бабушка дала ему узелок с одеждой и едой, Мастер положил в сумку письмо. Завёлся мотор, самолёт взлетел и, описав круг над селом, скрылся за горой.
Прошло немало лет. Мастеру и бабушке приходили письма. Но они никому ничего не рассказывали.
Однажды на дороге, что вела к селу, показалась большая красивая машина, пыля по не асфальтированной дороге, она подъехала к дому Мастера. Сильно постаревший Мастер радостно обнял человека, вышедшего из машины, потом они направились к дому бабушки. Сельчане узнали в этом человеке того малыша, который много лет назад покинул село. Они говорили:
– Он теперь Главный Конструктор на заводе, не смотрите, что молодой.
– Посмотри, сынок, это Главный Конструктор, мы с ним вместе учились у старого Мастера. Мы делали кораблики и самолётики. Пускали их вон в том пруду и на той вон поляне, – сказал один мужчина своему сыну. В глазах мелькнул огонёк чёрной зависти – вспомнил, как топтал он кораблик. Но об этом он никогда не расскажет своему малышу.
Сын с уважением посмотрел на отца и вместе с другими ребятами побежал следом за Конструктором и Мастером.
Дуб и берёза
От ветра качаются клёнов вершины,
И листья осенние кружатся в такт.
С опушки приветливо машет крушина,
А дуб нарядился в коричневый фрак.
Спешит на свидание к юной берёзе.
Прекрасна в червонном убранстве она,
Дождинки на листьях сияют, как звёзды,
Любовью и счастьем берёзка полна.
Обнять бы любимую веткой могучей,
От робости дуб, словно каменный, стал.
На небо нахлынули грозные тучи,
И ветер с красавицы платье сорвал.
Смущаясь от взглядов, прикрыла берёзка
Всю прелесть своей белоснежной груди.
И дуб утирал её девичьи слёзы...
А ветер в лесу ещё долго чудил.
|
|
|